Кто такой SMMщик ver.2

Что ж, давайте разберемся для начала с самим понятием SMM.

Что такое SMM

SMM — это маркетинг в социальных медиа. Маркетинг, основанный на работе с людьми, которые являются пользователями ВКонтакте, Instagram, Facebook и других социальных сетей.

Задачи, которые решает SMM:

— Повышение узнаваемости бренда;
— Привлечение целевой аудитории и дальнейшая конвертация трафика (на сайт, в подписки, в обращения — зависит от проекта);
— Взаимодействие с ЦА (потенциальными клиентами) до обращения в компанию;
— Информационная поддержка клиентов;
— Формирование положительного образа компании;
— Формирование пула лояльных пользователей (адвокатов бренда);
— Работа с негативом, поддержка клиентов в соцсетях.

SMM (Social Media Marketing) — это разновидность маркетинга, при котором продвижение товаров и услуг происходит в социальных сетях (Facebook, Instagram, Вконтакте, Одноклассники), а также на других площадках, на которых присутствует целевая аудитория (YouTube, форумы, мессенджеры). Если в двух словах — то это активность бренда в социальных сетях.

SMM отлично подходит для малого и среднего бизнеса.

Среди его несомненных плюсов:

✅ Удобство продвижения без технически сложных задач, как, например, в SEO.

✅ Возможность быстро установить контакт со своей целевой аудиторией и завоевать ее доверие.

✅ Относительно недорогая реклама и более лояльная реакция на нее аудитории.

✅ Возможность создать коммьюнити вокруг своего бренда.

Из недостатков:

❌Сложность продвижения для В2В-сегмента (business to business — товары и услуги для бизнеса; например, программное обеспечение, оборудование, сырье и т.д.).

❌Очень быстрое распространение информации, а значит — большой риск испортить репутацию. С этим нужно уметь работать и грамотно отвечать на негатив.

Вообще, СММ в правильных руках — это крутой инструмент, который может стать частью PR-стратегии, а также принести много лидов и реальных клиентов.

Чем занимается SMMщик

SMMщики занимаются маркетингом в социальных сетях. Есть узкие специалисты, а есть специалисты более широкого профиля. Это значит, что кто-то занимается всего 1-2 пунктами из списка, и специализируется на этом, а кто-то владеет более широким спектром навыков, и осваивает больше опций:

— Разработка SMM-стратегии;
— Настройка таргетированной рекламы;
— Создание контента для социальных сетей (копирайтинг);
— Дизайн визуального контента для соцсетей;
— Съемка фото-, видео- для социальных сетей;
— Размещение постов в социальных сетях с помощью отложенного постинга;
— Проведение конкурсов в социальных сетях;
— Стимулирование пользовательской активности в социальных сетях (вовлечение);
— Мониторинг комментариев и ответы на них от имени компании (администрирование);
— Размещение платных рекламных публикаций в группах и сообществах;
— Работа с блогерами (размещение рекламы);
— Мониторинг отзывов и упоминаний компании в социальных сетях, оперативное реагирование на них;
— Аналитика стратегий конкурентов в социальных сетях;
— Статистика и аналитика по собственным проектам в соцсетях, отчетность;
— Менеджмент проектов, утверждение деталей проекта с заказчиком.

Длинный список, правда? На самом деле, крайне редко встречаются специалисты, которые умеют делать все-все из вышеперечисленного. Вообще, то, чем занимается SMMщик — очень спорный вопрос, потому что находится на стыке интересов заказчика и исполнителя.

Грубо говоря, у вас есть потребности в работе с SMM. Вы можете закрыть их одним специалистом или несколькими людьми. Причем первоначальный порыв — возьмем одного человека, пусть он делает все и сразу! — часто оказывается ошибочным, так как вся сфера SMM охватывает людей с совершенно разными навыками.

Например, человек, который разбирается в аналитике и статистике, может не уметь работать с графическими программами и делать «красиво». И это вопрос не столько навыков и умений, сколько способностей в целом — для комплексной работы в SMM нужны разные люди, или очень талантливый человек, который будет одинаково хорош во всем (такие встречаются редко и стоят дорого).

В SMM есть традиционные узкие специализации. Например, такие профессии как таргетолог, контент-менеджер, администратор соцсетей, дизайнер соцсетей.

В SMM много узких специалистов — например, дизайнеров, которые занимаются оформлением постов и страниц в соцсетях

Чем не занимается SMMщик

У меня набрался топ популярных предложений о работе, которые поступают SMMщикам — причем такой работой они, как правило, не занимаются. Чаще всего предлагают такие задачи:

— E-mail рассылки
— Статьи на сайт, работа с SEO
— Создание сайта
— Контекстная реклама
— Работа с сайтами-отзовиками

Все вышеперечисленное входит в более крупную категорию — интернет-маркетинг. И существуют комплексные услуги, которыми занимаются интернет-маркетологи. В таком случае они могут совмещать и SMM, и другой функционал из данного списка.

Как платят SMMщикам

Работа в SMM часто делится на штатную и проектную. Штатная — когда специалист получает фиксированную зарплату и нефиксированное количество проектов. Из плюсов — стабильность, а из минусов — как раз тот факт, что именно от таких специалистов ждут, что они будут многорукими Шивами. Этот вариант чаще характерен для работы в найме в офисе.

При проектной занятости специалисты получают оплату за проект. Много проектов — большая оплата, мало проектов — сосешь лапу. Так работают многие агентства, которые нанимают сотрудников на удаленку. Здесь, как правило, человек выполняет четкую задачу по ТЗ, которая также четко и оплачивается. Нет задачи — нет и денег.

Есть еще один формат оплаты, который предлагают SMMщикам — оплата за лиды или продажи.

Пример вакансии с оплатой за лиды

Такой вариант часто не устраивает специалистов тем, что они не могут полностью влиять на продажи, а также не видят, поступают ли заявки в действительности. Для заказчиков это тоже опасный вариант — специалист может просто привести фейковые лиды, по факту не проводя никакой работы в социальных сетях. В общем, не рекомендую.

Категории SMMщиков с точки зрения заказчиков

Фрилансеры

SMMщики, которые сотрудничают с заказчиками, при этом не работая в агентстве. Как правило, не являются ИП и не могут заключать договора.

Фрилансеры чаще имеют узкую специализацию и фокусируются на каком-то одном направлении — например, в таком формате часто работают таргетологи или администраторы сообществ ВКонтакте. Фрилансеры одновременно являются и исполнителями, и менеджерами своих услуг. Обычно они одновременно заняты на нескольких проектах.

Плюсы: цена часто ниже, чем у двух других категорий, возможность не оплачивать отпуска-больничные (проектная оплата), возможность сделать небольшой заказ (заказать только часть услуг или услугу в узкой нише, например, только аватарку для сообщества), общение напрямую с исполнителем.

Минусы: сложно контролировать ответственность за проект, как правило, невозможна оплата по безналу и договору.

Штатные специалисты

SMMщики, которые работают в найме на стороне заказчика. Занимаются одним проектом, но поддерживают его всесторонне. На крупную компанию может работать несколько специалистов сразу,но бывает так, что один человек занимается и контентом, и дизайном, и таргетированной рекламой.

Часто штатные специалисты есть в тех компаниях, у которых очень много обратной связи в социальных сетях — например, ведется прием заказов и продажи через социальные сети (и эти продажи должен кто-то закрывать) или большой объем работы с отзывами и комментариями подписчиков. Штатные специалисты могут работать как в офисе, так и удаленно, по договоренности с заказчиком.

Плюсы: ответственность за проект можно прописать в KPI и в должностной инструкции, ведут только ваш проект, имеют доступ к необходимой внутренней информации, могут оперативно реагировать на изменения и новости компании.

Минусы: официальное трудоустройство требует уплаты налогов, предоставления отпусков, больничных и декретных. Нанимаете сотрудника вы, и следите за его работой тоже вы.

SMM-агентства

Агентства, в первую очередь, отличаются тем, что в них работает не один специалист, а целое объединение. Поэтому здесь проще с распределением обязанностей: несколько узких специалистов занимаются одним проектом.

Работа с агентствами далеко не всегда обходится дороже, чем работа со штатным специалистом. Есть, конечно, топовые агентства, которые очень дороги, но стоимость работы с небольшим агентством будет немного ниже, чем зарплата штатного SMM-специалиста в Москве (или примерно равняться зарплате в регионах). А вот услуги фрилансеров, конечно, выйдут значительно дешевле.

Плюсы: работают как юрлица, есть возможность оплаты безналом, несут ответственность за проект по договору, в команде работают несколько узких специалистов: если кто-то заболел или уволился, сами находят замену.

Минусы: часто не берутся за небольшие задачи, специализируются на комплексной работе, иногда не могут работать за наличный расчет или с физлицами.

Достоинства и недостатки разных категорий SMM-специалистов

Как заказчику выбрать SMMщика под свои задачи

Все вышеперечисленное — мое мнение, основанное на собственном опыте, но, как правило, все SMM-задачи делятся на три типа:

— Нужны головы. Нужно придумать идею, концепцию, решить задачу, но как именно, никто пока не придумал. Требуются идеи и гипотезы от исполнителя. В целом нужно, чтобы исполнитель хорошо разбирался в своей теме, мог посоветовать, как лучше сделать,и нести за это ответственность. Идеальный исполнитель — инициативный человек или агентство, которое будет предлагать свои варианты.

— Нужен опыт. Хочется, чтобы было «не хуже, чем у конкурентов». Вы понимаете, что конкретно нравится, можете показать аккаунты, которые ведутся как надо, но не понимаете, как сделать, чтобы у вас было так же. Идеальный исполнитель — тот, у кого уже есть опыт работы с вашей нишей. Формат работы — по аналогии.

— Нужны руки. Вы сами разбираетесь в сути работы, есть понимание, чего хочется, а чего категорически не хочется. Также есть знание конкретных инструментов, которые позволят добиться цели. Теперь нужны только прямые руки, чтобы воплотить это в жизнь. В ту же категорию относятся проекты, которые раньше велись вами самостоятельно и успешно, а теперь хочется кому-нибудь их делегировать. Идеальный исполнитель — человек, который умеет делать четко по инструкции, по ТЗ и соблюдать дедлайны.

Главное — понять, какие задачи будет решать исполнитель, и исходя из этого сделать вывод, какой исполнитель лучше подойдет для этой роли. Тогда больше шансов, что ваш выбор будет успешным!